ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по применению инструментария оценки качества дошкольного образования разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 № 662 г. Москва «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; Приказом  Минобрнауки России от 11.06.2014 № 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования»; требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Целью методических рекомендаций является сопровождение использования инструментария при оценке содержательного аспекта качества дошкольного образования.

В комплект инструментария входят пять основных источников.

Первый: описание критериев оценки, применяемых педагогами и родителями в процессе наблюдения за детьми. Второй: инструментарий педагогической диагностики развития детей 3 - 7 лет, позволяющий в наблюдении отслеживать уровень развития и корректно использовать критерии оценки. Третий: унифицированные формы «Карты развития», наглядно показывающие место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве что позволяет педагогу видеть отставание и опережение. Четвертый: Атлас материалов и оборудования предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях, позволяющий воспитателю и руководителям дошкольной образовательной организации проектировать и формировать предметно-пространственную среду. И пятый источник: памятка для родителей, разъясняющая все особенности использования разработанного инструментария и способствующая вовлечению родителей в процесс неформальной оценки качества дошкольного образования.

В совокупности это является простым и доступным в использовании средством, позволяющим гибко проектировать образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Методические рекомендации по применению инструментария оценки качества дошкольного образования будут полезны в практической деятельности для педагогических работников и руководителей ОО ДО, для специалистов образовательных организаций дополнительного профессионального образования при усовершенствовании программ повышения квалификации педагогических работников ОО ДО. Кроме того, данными рекомендациями смогут воспользоваться специалисты региональных, муниципальных органов управления образованием, обеспечивающие решение вопросов содержательного аспекта качества дошкольного образования при организации и проведении мониторингов и других оценочных процедур.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В современном российском дошкольном образовании идет активный процесс перестройки многих его аспектов. В связи с этим возникла необходимость выработки механизмов, обеспечивающих качество дошкольного образования. Поэтому основной целью при проведении оценки является получение и распространение достоверной информации о качестве образования.

Реализация этой цели будет способствовать:

  • обеспечению единого образовательного пространства;
  • повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с дошкольным образованием;
  • индивидуализации и дифференциации образования детей в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования);
  • принятию обоснованных решений органами управления образованием различных уровней.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи.

Проведен анализ существующего нормативно-методического обеспечения процесса функционирования и развития системы дошкольного образования, региональных программ развития образования в части дошкольного образования. Анализ был реализован на основе двух типов материалов: открытых источников и данных опроса трех категорий респондентов. В число респондентов вошли: педагогические работники, руководители ДОО, специалисты ОУО и ДПО.

Определен объект оценки – описаны показатели и уровни проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста. Создан ряд видеороликов для демонстрации примеров и образцов проявления у детей в возрасте от 3 до 7 лет разных уровней инициативы в различных видах деятельности: сюжетной игре, игре с правилами, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, двигательной активности.

Разработан инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3 - 7 лет, направленный на использование результатов наблюдений за детьми в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7) в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности для проектирования образовательного процесса. В этот инструментарий включены унифицированные формы «Карты развития», где фиксируются результаты наблюдений за детьми. Эти карты будут служить для оценки качества развития детей, оценки правильности выбранной тактики образовательного процесса и отправной точкой при проектировании дальнейшей педагогической деятельности.

Создан Атлас - перечень материалов и оборудования для проведения внутренней и внешней оценки качества предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях.

Подготовлена памятка для родителей детей в диапазоне от 3 до 7 лет по информированию о значении, роли, особенностях и возможностях использования результатов оценки качества дошкольного образования в сопровождении развития детей. Она представляет собой краткий доступно изложенный материал с примерами и содержит рекомендации по применению инструментария оценки качества. Памятка представлена в двух вариантах. Первый вариант для печати - сверстанный материал, который можно использовать как родителями самостоятельно, так и сотрудниками ДОО при работе с родителями. Например, на родительском собрании обозначить данный метод как выбранный способ оценки качества, пригласить родителей участвовать в наблюдении за детьми, разместить соответствующую информацию на информационных стендах ДОО и на информационном блоке для родителей, организованном в каждой группе. Второй вариант памятки представляет собой электронный ресурс для родителей, в котором интерактивными средствами реализована задача познакомить родителей с инструментарием оценки качества и привлечь их к сотрудничеству в процессе наблюдения и оценки уровня развития своего ребенка через наблюдение.

Для изучения и апробации инструментария организовано консультационно-методическое сопровождение. Для его осуществления создан специализированный веб-ресурс, на котором:

- в свободном доступе публикуются все материалы, относящиеся к инструментарию оценки качества дошкольного образования;

- имеется возможность задать вопросы экспертам (форма «Задать вопрос экспертам») и получить разъяснения;

- в разделе «Ответы на часто задаваемые вопросы» опубликованы наиболее распространенные вопросы и ответы экспертов на них;

- функционирует ежедневно модерируемый форум, на котором проходит профессиональное обсуждение материалов инструментария, а также средств и методов проведения внутренней и внешней оценки качества;

- организованы мероприятия, среди которых серия бесплатных вебинаров, разъясняющих особенности работы инструментария, и итоговая Всероссийская конференция.

Таким образом, в комплект инструментария входит все необходимое для внедрения данного метода оценки качества образования в работу ДОО.

Предлагается организовывать и проводить оценку качества дошкольного образования методом педагогического наблюдения, результаты которого заносятся в унифицированные формы «Карты развития». Это позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса.

 «Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, воспитателю не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения.

Карта заполняется воспитателем 3 раза в год. Первый разпо прошествии первого месяца учебного года, второй раз – в середине года (в январе), третий разв конце года, когда можно увидеть итоговый результат продвижения детей группы и индивидуально каждого ребенка.

Заполнять Унифицированную «Карту развития» можно удобным для воспитателя способом: в бумажном или в электронном виде. Предусмотрены оба варианта.

Чтобы заполнить карты развития в бумажном варианте, необходимо распечатать 5 специально разработанных бланков отдельно для каждой инициативы (в MS Word).

Бланк 1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой)

Бланк 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

Бланк 3. Коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной деятельностью: продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра)

Бланк 4. Познавательная инициатива - любознательность (наблюдение за познавательно- исследовательской и продуктивной деятельностью)

Бланк 5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности)

Для удобства разработана также Универсальная унифицированная «Карта развития», которую также можно распечатать и заполнять на одном бланке все виды инициатив (в MS Excel).

Для фиксирования результатов наблюдения используются три типа обозначений-маркеров: «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего); «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени); «никогда» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере. Если возникают затруднения в том, какому показателю соответствуют проявления инициатив наблюдаемого ребенка, то можно обратиться к видеороликам. Они созданы специально для того, чтобы продемонстрировать деятельность детей в естественных ситуациях, которые характерны для детей дошкольного возраста. Наблюдения за детьми, представленные на видео, сопровождаются комментариями эксперта, который разъясняет, какие инициативы проявляет ребенок в данной ситуации, и указывает, какому нормативному типу развития эти проявления соответствуют. Смотреть видеоролики...

Сравнивая бланки, заполненные в разное время, можно увидеть динамику наличия или отсутствия изменений, что станет основой для вывода об эффективности работы воспитателя и правильности выбранной тактики образовательного процесса.

Данные наблюдений можно ввести в исходную электронную таблицу (Универсальную унифицированную «Карту развития»), что позволит использовать дополнительные возможности работы с электронными таблицами – анализ результатов в динамике, группировка данных в диаграммах и т.д.

В приложениях вы найдете подробную Инструкцию по заполнению:

Электронная таблица содержит все пять видов инициатив. Она состоит из нескольких страниц.

В первую таблицу вносятся результаты всех трех наблюдений в течение года сразу по всем пяти инициативам. Благодаря цветовым маркерам она хорошо показывает динамику развития каждого ребенка в отдельности и общую картину развития группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во второй таблице «Карта_1 этап» можно увидеть «портрет развития» группы в целом по всем инициативам на момент 1-го наблюдения (в сентябре).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В третьей таблице «Карта_2 этап» отображаются данные на момент 2-го наблюдения (в январе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертая таблица «Карта_3 этап» показывает итоговый срез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти три таблицы формируются автоматически из результатов первой таблицы.

 

В таблицах «Свод_1 этап», «Свод_2 этап», «Свод_3 этап» и «Свод_итог», которые также формируются автоматически, можно найти итоговый анализ уровней развития группы в разные моменты наблюдения. Эти таблицы можно использовать в отчете по самообследованию, предъявить во время внутренних и внешних проверок. Для наглядности формируются графики и диаграммы, отражающие введенные показатели.

Свод. 1 этап   Свод. 2 этап  Свод. 3 этап.  Свод. Итог.

Таким образом, воспитатель может заполнять карту развития в любом удобном для него формате. Если фиксация результатов идет на бумажном носителе, то для удобства использования и анализа рекомендуется включить данные в электронную таблицу (это может сделать сам воспитатель и/или методист и др.), т.к она автоматически на основе введенных данных выстраивает графики и итоговые данные по группе. Благодаря цветовому решению можно увидеть динамику как индивидуальных показателей любого ребенка, так и группы в целом, с учетом промежуточных срезов.

Руководитель дошкольной организации, анализируя карты развития (в срезе, или итоговые) разных групп может увидеть картину в целом по саду относительно детей и относительно воспитателей. Также, используя индивидуальные карты, руководитель может, например, за короткое время рассказать любому родителю о развитии его ребенка: успехах или аспектах, на которые необходимо обратить внимание. Оперативное и наглядное представление результатов оценки очень актуально для комплексов и крупных ДОО, где не всегда у заведующего есть возможность знать в лицо каждого ребенка. Имея такие карты развития, руководителю или воспитателю легко выстроить конструктивную линию поведения с родителями.

При анализе групповых карт развития руководитель может сделать вывод об успехах или «западаниях» по определенному типу инициативности ребенка в зонах развития компетенций конкретного педагога. Если, например, картина с «западанием» показателей определенной инициативы наблюдается во всех группах, то можно принимать решения, корректирующие работу по ключевым параметрам, определяющим эффективность работы воспитателей (повышение уровня квалификации педагогических работников, анализ предметно-пространственной среды, выбранная общеобразовательную программу и др.). Аналогично складывается ситуация с лидирующими (опережающими) факторами развития детей в группе. Выявление факторов и критериев по характеристикам, идущим с опережением, дает возможность обобщать полученный опыт в успешном развитии определенного вида инициативы у детей дошкольного возраста и делиться им, как внутри ДОО на круглых столах, семинарах с другими воспитателями и педагогами, так и на уровне педагогического сообщества в целом.

Итоговая (заполненная в конце года) «Карта развития», а также анализ итоговых унифицированных форм «Карты развития» нескольких лет, дают представление о качестве образовательного процесса в организации и динамике процесса развития детей в индивидуальном плане, групповом и по организации в целом. Это дает готовый материал для отчета региональных, муниципальных органов управления образованием и/или для учредителя. Обобщенные (без индивидуальных параметров детей) результаты в виде графиков или таблиц возможно выкладывать на сайт организации в рамках отчета по самообследованию.

На основе итоговых и промежуточных результатов «Карт развития» методисты и специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием будут иметь четкое представление о качестве образовательного процесса в конкретных дошкольных организациях, в муниципалитете или по региону в целом.

Чтобы ребенок развивался разносторонне, мог в полной мере проявить себя во всех характерных для него видах деятельности, учился проявлять разные виды инициатив, важно должным образом организовать предметно-пространственную среду не только в дошкольном учреждении, но и (желательно) дома. В настоящее время в распоряжении работников системы дошкольного образования имеются научно-методические материалы, задающие общие стратегические принципы организации развивающей среды в дошкольных образовательных организациях (чем наполнить пространство группового помещения).

Воспитатель должен стремиться к поддержке инициативы детей в различных видах деятельности, чему активно способствует предметное оснащение свободной самостоятельной деятельности детей. В современном многообразии игрушек, материалов и оборудования, нужно правильно подбирать материал, исходя из его развивающей ценности. Причем, как скудость, так и перенасыщение, калейдоскопичность среды, вредны для ребенка. Само по себе изобилие развивающего материала не дает гарантий успеха в развитии ребенка и сокращает жизненное пространство, лишает детей возможности движений.

Для того, чтобы помочь работникам системы дошкольного образования в решении множества вопросов, связанных с оснащением материалами и оборудованием групповых помещений, в данный комплект включен Атлас. (Посмотреть и скачать атлас...). Он поможет в подборе материалов и оборудования, которые будут обеспечивать целостный образовательный процесс с детьми 3 - 7 лет. В качестве направления для подбора материалов и оборудования в Атласе используются общие закономерности развития дошкольников через культурные образцы разных видов деятельности, к которым относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, двигательную активность детей. В Атласе дано краткое описание вида деятельности и указываются типы материалов, необходимых для этого вида деятельности.

Для каждого возраста эти типы материалов конкретизированы и представлены в виде примерного (стержневого) набора. Каждый из элементов набора может в свою очередь конкретизироваться педагогом в зависимости от имеющихся у него возможностей (выбрать готовый материал из промышленных образцов, воспользоваться самодельным материалом такого типа и т.п.). Иначе говоря, работникам системы дошкольного образования предложена порядок подбора материалов, который не сковывает творчества воспитателя, и в то же время, достаточен для воспитателя, привыкшего руководствоваться конкретными предписаниями. Содержание Атласа будет полезно не только педагогическим работникам дошкольных учреждений, но и родителям, которые стремятся создать для ребенка дома «правильную» обстановку и выбирают игрушки, которые не только желанны, приятны, но и развивают. Атлас также можно использовать при проведении проверок различного уровня.

Критериями оценки были определены интегральные (простые и емкие) показатели развития детей от 3-х до 7-ми лет. Это стало возможно на основе тщательного изучения результатов исследований отечественных и зарубежных ученых и в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития.

Выделены крайние нормативные точки в 3-4 и 6-7 лет (соответствующие началу и концу возрастного диапазона), а также точка качественного сдвига в психическом складе ребенка в промежутке между 4-5 годами. Таким образом, в диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых должна служить самым общим ориентиром в оценивании продвижения детей.

Говоря об изменениях интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности, мы имеем в виду переход от ситуационной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к достаточно оформленным замыслам-целям (осознанным намерениям) и соотносимым с ними результатам, то есть к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения. Тогда качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают перед нами в виде трех уровней: 1) ситуационная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация; 2) появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, отсутствие стремления к достижению определенного результата); 3) четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.

Учтены возрастающая активность, инициативы ребенка в различных жизненных сферах. Основанием выделения сфер инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности, то есть собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка. Учитывались основные сферы инициативы дошкольника, которые обеспечивают развитие наиболее важных психических процессов (новообразований возраста), а также эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» дошкольного детства (включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для дошкольника).

Под культурными практиками подразумеваются виды деятельности, традиционно используемые обществом применительно к дошкольному возрасту:

- чтение детям художественной литературы;

- игру (сюжетную и с правилами);

- продуктивную деятельность;

- познавательно-исследовательскую деятельность;

- коммуникативную практику (взаимодействие игрового, или продуктивного, или исследовательского характера).

Эти культурные практики комплементарны и взаимодополняют друг друга в формировании возрастных психологических новообразований у ребенка.

Характер инициативы в каждой сфере раскладывается, в соответствии с общими сдвигами в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности, на 3 качественных уровня, типичных для того или иного возрастного диапазона.

Более подробно это описано в «Показателях и уровнях проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста». Для более удобного восприятия описания приведены в таблице «Инструментария проведения педагогической диагностики развития детей дошкольного возраста» (посмотреть и/или скачать инструментарий...).

В идеальном представлении указанные культурные практики должны быть сбалансированы в целостном образовательном процессе. Но в реальности, в ситуации работы с каждой конкретной группой детей, сбалансированное «идеальное» сочетание культурных практик (содержание и мера каждой в целостном образовательном процессе) должно трансформироваться, поскольку «профили» групп различаются (по уровню развития в целом, по степени расхождения разных сфер развития и т.п.).В результате наблюдения заполняются Унифицированные формы «Карты развития», которые показывают уровень развития инициатив у каждого ребенка в отдельности и у группы в целом.

Проанализированный по перечисленным выше условным критериям материал наблюдения приводит к выводам, что можно выделить какие-либо «продвинутые» или «дефицитарные» сферы, типичные для современных дошкольников. Разнообразие групповых «профилей» свидетельствует о том, что продвижение ребенка во многом зависит от условий жизни как дома, так и в детском саду, от организации предметной среды, стиля взаимодействия взрослых с детьми и тех приоритетов, которые имеются у воспитателей в отношении культурных практик, составляющих в целом образовательный процесс.

Как могут действовать воспитатель и психолог, имея перед собой заполненную «Карту развития» группы? Прежде всего необходимо проинтерпретировать данные, очертить общую тенденцию и отметить расхождение показателей по разным сферам инициативы. В результате вырисовывается своеобразный «профиль» конкретной группы, ориентируясь на который можно проектировать и организовывать образовательный процесс - выбранную для данной группы конфигурацию (сочетание) культурных практик.

Исходя из того, что ребенок как целостный субъект деятельности формируется в процессе культурных практик (чтения художественной литературы, игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности в их индивидуальной и совместной формах), предлагаются два пути гибкого проектирования образовательного процесса с ориентацией на первоначальные результаты заполнения «карты развития» (в начале учебного года).

  1. Ориентация на «дефицитарную» сферу инициативы и проектирование образовательного процесса как постепенное усложнение и обогащение соответствующей культурной практики, подтягивающей данную сферу инициативы до нормативного уровня.
  2. Проектирование образовательного процесса с опорой на наиболее «продвинутую» сферу инициативы и соответствующую ей культурную практику - использование последней как стержнеобразующей, «подтягивающей» остальные сферы инициативы до нормативного уровня.

В сущности, указанные пути есть приложение к группе как «целому организму» подходов, используемых для продвижения ребенка с проблемами развития в коррекционной педагогике и психотерапевтической практике. Эти принципиальные подходы были обозначены еще Л.С. Выготским как «прямой» и «обходной» пути развития ребенка с проблемными сферами.

Выбор того или иного пути зависит от исходного положения группы в нормативном пространстве, зафиксированного в «Карте развития». По-видимому, первый путь наиболее целесообразен, если группа обнаруживает приемлемое положение в нормативном пространстве, за исключением одной сферы инициативы. Второй путь больше подойдет в случае, если группа «дефицитарна» по нескольким сферам инициативы (не «дотягивает» до нормативного уровня) или если группа обнаруживает существенный разброс показателей (например, одна из сфер инициативы «продвинута», а одна «дефицитарна» при «нормальном» значении двух остальных).

Особо хотелось бы отметить, что работа с «Картами развития» дает возможность оптимизировать работу с особенными детьми. Так как есть объективная возможность выявить наиболее успешную зону развития такого ребенка, то можно через реализацию видов деятельности, которые лучше ему удаются, работать над развитием проявления инициатив, которые западают, подключая в свою работу по блокам при необходимости других специалистов (психолога, логопеда, ортопеда и др.), а также родителей.

Таким образом, использование инструментария оценки качества обеспечивает воспитателю простую и эффективную схему фиксации результатов своей работы и развития детей. Дает педагогу возможность увидеть опережающие (или проблемные) факторы в развитии детей, самостоятельно (или совместно с руководителем) принять решение о дальнейших мероприятиях (сообщение родителям, работа с методистами и психологом, дополнительная работа, направленная на развитие тех или иных уровней проявления инициатив и пр.). Возникает возможность выбора необходимого направления коррекции своей работы с отдельным ребенком, с частью группы детей, или с целой группой по тому или иному виду деятельности.

Итоговый срез в конце года свидетельствует о степени эффективности образовательного процесса и может служить для воспитателя поучительным уроком для рефлексии (взгляда на свою работу в течение года, фиксации удачных моментов в ней и выявление моментов, не обеспечивающих ожидаемого результата). Он же дает руководителю или специалисту органов управления образованием четкую и ясную картину организации образовательного процесса, позволяет оценить результаты работы и уровень квалификации педагогических работников на протяжении всего периода дошкольного возраста ребенка (от младшей группы до подготовительной).

Для эффективного использования инструментария по оценке качества дошкольного образования руководителям и педагогическим коллективам ОО ДО необходимо провести дополнительную работу.

  1. Включить в Положение о системе оценки качества в дошкольной образовательной организации задачу по обеспечению опережающей подготовки воспитателей по управлению качеством дошкольного образования в современных условиях с использованием унифицированных форм «Карты развития», т.к. в задачи данного инструментария входит содержательный аспект профессиональной подготовки воспитателей.
  2. Подготовить и принять локальные акты, в которых должно найти отражение использование унифицированных форм «Карты развития» и полученных результатов при проведении самообследования и внутреннего контроля и оценки качества дошкольного образования.
  3. При разработке основной образовательной программы ( в соответствии с пунктом 3.2.3 ФГОС ДО) указать, что при ее реализации будет проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей 3-7 лет, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) с использованием унифицированных форм «Карты развития», предложенных в инструментарии. Необходимо также указать, что результаты индивидуально-групповой диагностики будут даны по результатам наблюдений за развитием у детей пяти сфер инициативы: творческой инициативы через наблюдение за сюжетной игрой; инициативы как целеполагания и волевого усилия через наблюдение за продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, конструированием и др.; познавательной инициативы через наблюдение за познавательно-исследовательской деятельностью; коммуникативной инициативы через наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками; двигательной инициативы через наблюдения за его двигательной активностью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенный инструментарий дает широкие возможности по оценке качества образования для специалистов различного уровня, является удобным и наглядным показателем развития ребенка для родителей.

Специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования  ( далее - ОУО) получат комплексную картину развития системы дошкольного образования в регионе, информацию для принятия управленческих решений, обеспечивая при этом доступность информации для всех заинтересованных лиц.

Специалисты ДПО могут своевременно обеспечивать повышение квалификации педагогов, транслировать успешные практики развития проявления отдельных видов инициатив у детей дошкольного возраста, организовывая семинары по обмену опытом и другие подобные мероприятия.

Руководитель по итогам наблюдений получает четкую картину по всей ДОО. Материал является ценным для формирования отчетности и понимания процессов в определенном сегменте дошкольного образования.

Воспитатели и руководители имеют возможность формировать тематику и содержательный фактор для закрытия потребности в той или иной сфере проявления инициатив детей.

Преимущества предлагаемого инструментария еще и в том, что он не «привязан» к конкретной образовательной программе дошкольного образования и может быть встроен в любой образовательный процесс. У руководителей/учредителей ДОО остается право выбора одной или нескольких комплексных, или парциальных программ, одновременно используя универсальные и проверенные методики анализа инициативности детей в различных культурных практиках. По итогам сведения унифицированных форм «Карты развития» всех или выборки ДОО можно оценить качество дошкольного образования по населенному пункту или региону.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс].
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 № 662 г. Москва «Об осуществлении мониторинга системы образования». – [Электронный ресурс].
  3. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». – [Электронный ресурс].
  4. Приказ Минобрнауки России от 11.06.2014 № 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования».– [Электронный ресурс].
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) – [Электронный ресурс].
  6. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования – [Электронный ресурс].
  7. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт – [Электронный ресурс].
  8. Выготский JI. С. Вопросы детской психологии // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
  9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.
  10. Короткова Н. А. Особенности «образа» дошкольника у воспитателей детского сада. Науч. отчет. ИПИ РАО. Рукопись. 1999.
  11. Короткова Н. А. Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития // Ребенок в детском саду. 2014, № 6.
  12. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст – [Электронный ресурс].
  13. Юдина Е.Г. Оценка качества дошкольного образования: сравнительный анализ российской и международной практики – [Электронный ресурс].
  14. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» – [Электронный ресурс].
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  16. Эльконин Д.Б. К проблемам возрастной динамики психического развития детей // О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974.
  17. Beaty J.J. Observing Development of the Young Child. Prentice-Hall. 1994.