О проекте «Инструментарий Оценки качества дошкольного образования»

Уважаемый посетитель!

Приветствуем Вас на специализированном ресурсе, посвященном разработке Инструментария по оценке качества дошкольного образования. Этот проект предназначен для специалистов и руководителей дошкольных образовательных организаций, а также для специалистов органов управления образованием. Кроме того, ресурс будет полезен специалистам дополнительного профессионального образования.

Исследования, представленные на данном ресурсе, проведены ФИРО РАНХиГС по заданию Министерства просвещения Российской Федерации. Актуальность разработок основана на данных из открытых источников, а также на результатах проведенных опросов. В частности, одним из выводов по анализу открытых источников стало понимание того, что на сегодняшний день введение оценки качества как средства ранжирования приводит часто к негативным результатам, при которых на первом месте не эмоциональный и физический комфорт ребенка, не его нравственное развитие, а борьба за показатели. Механизмы конкуренции легко включаются, но управление этими механизмами часто выходит из-под контроля, в результате чего стимулируется ориентация исполнителей на внешние, показательные стороны образовательного процесса. Истинное же развитие ребенка происходит внутри него, невидимо для посторонних глаз. Одновременно на вопрос «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования» 46% респондентов дали положительный ответ.

Предлагаемый Инструментарий, с одной стороны, призван обратить внимание именно на развивающуюся личность каждого дошкольника при оценке качества дошкольного образования, учесть такие показатели, которые свидетельствуют о созданных условиях для реализации ребенком своих способностей. С другой стороны, в доступной форме репрезентирует методики оценки, доступные как педагогам, так и родителям. Овладение этими методиками не потребует много времени и в качестве условий предполагает внимательное отношение к воспитанникам и знакомство с небольшим количеством методических пособий, представленных на данном ресурсе.

В ходе изучения материалов мы предлагаем в первую очередь ознакомиться с ключевыми категориями, необходимыми для овладения методом. К таким категориям относятся «деятельность»/ «культурная практика», «инициативность», «игра», «целеполагание», «продуктивность», «коммуникация», «любознательность», «двигательная активность». Для этого прочтите разделы «Показатели и уровни проявления инициативы…» и «Памятка для родителей».

После того, как категориальный аппарат будет усвоен, а предмет исследования понятен, приступайте к изучению самого Инструментария для проведения педагогической диагностики. Родителям предлагается специально разработанная Памятка. К Инструментарию и Памятке даны подробные Методические рекомендации. Все приложения в виде таблиц также можно скопировать. Полный перечень приложений смотрите на странице «Материалы инструментария».

Чтобы сделать изучаемый материал максимально наглядным, мы создали цикл видео, героями которых являются дошкольники. Наблюдатель не вмешивается в их деятельность, а только комментирует происходящее, постепенно вводя зрителя в контекст. Важно отметить, что дети находятся в привычной для них обстановке, а их деятельность естественна.

Необходимой составляющей проекта является «Атлас материалов и оборудования предметно-пространственной среды в ДОО», в котором дан подробный обзор мебели, игрушек, пособий и т.д. Их использование поможет наблюдателю создать условия, благоприятные для проявления ребенком того или иного вида инициативности.

Перед коллективом ФИРО РАНХиГС стояла задача сделать все материалы и пособия понятными и открытыми, дать возможность каждому в режиме «здесь и сейчас» повысить свою квалификацию. Поэтому Вы не только можете скопировать и распечатать любой полезный материал с нашего сайта, но и воспользоваться поддержкой наших экспертов. Консультативно-методическое сопровождение организовано на Форуме, в чате, а также в рамках сервиса «Задать вопрос экспертам».

Общение с единомышленниками и коллегами из любого региона России – неизменное условие успешного осмысления материала. Для Вас в ноябре-декабре 2019 года пройдут девять бесплатных мероприятий – вебинары и Всероссийская научно-практическая конференция. Приглашаем к участию всех желающих. Регистрация на мероприятия уже открыта!

 

Желаем удачи!